Государственные программы разрабатываются органами власти для выполнения ключевых государственных функций, достижения приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности. В настоящее время в городе действует 18 госпрограмм, которые сформированы по отраслевому признаку исходя из целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Для того, чтобы целевые показатели госпрограмм были достигнуты, а средства бюджета эффективно использованы, государственные служащие, ответственные за реализацию госпрограмм в Санкт-Петербурге, прошли обучение по курсу «Разработка государственных, муниципальных и ведомственных целевых программ развития регионов и муниципальных образований и оценка их эффективности».
В рамках обучения слушатели узнали о последних изменениях в законодательстве и особенностях применения программно-целевого метода в региональной экономике развитых стран, совместно с экспертами разработали поэтапный план создания, анализа и реализации госпрограмм. Основной темой стал мониторинг процесса реализации государственных и муниципальных программ Санкт-Петербурга. В «живом» общении с преподавателями-экспертами, которые обладают не только фундаментальной теоретической базой, но и большим опытом работы в данной сфере, прошла дискуссия о современных проблемах, связанных с разработкой и реализацией программного метода, и путях их решения.
Эксперты курса – Анастасия Жукова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством СПбГЭУ, до недавнего времени – начальник Управления программно-целевого планирования Комитета по экономической политике и стратегическому планированию, и Елена Статовская, кандидат экономических наук, начальник отдела экспертизы государственных программ и внепрограммных расходов Управления программно-целевого планирования Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, – рассказали о курсе:
Анастасия Жукова:
«Курс очень актуален, так как рассматривает много проблемных вопросов, как с теоретической точки зрения – «Как должно быть?», так и с практической – «Как есть». С помощью выполнения практических заданий, слушатели находят различные варианты решений – «Как делать правильно». Добавляет актуальности рассмотрение проектных инструментов управления в развитии программно-целевого управления».
Елена Статовская:
«Курс, безусловно, актуален в связи с тем, что все исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга сталкиваются в своей деятельности с государственными программами при планировании своих расходных обязательств. Действующая правовая база в данной сфере не может в полном объеме ответить на имеющиеся вопросы, связанные с практикой применения в Санкт-Петербурге инструментов программно-целевого планирования, а также может быть порой сложна для восприятия и последующего применения служащими, которые только начинают работать с государственными программами».
Слушатели программы обучения также отметили, что полученные знания помогут сделать работу с госпрограммами еще более эффективной.
«Очень сильная теоретическая часть, анализ нормативной правовой базы. Понятные объяснения и аналогии «как задумывалось (планировалось)» и «как получилось на практике». Понравилось, что теория подкреплена примерами и различными сравнениями (международный опыт, опыт Российской Федерации, опыт субъектов). Многое для себя удалось разъяснить и разложить по полочкам», – рассказывает Полина Шибакова, начальник отдела анализа и прогноза развития управления социального развития Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга.